Старая Смоленская Дорога 2011 {Архив}

Въезжающих в город Одинцово водителей встречает арка «Старая Смоленская Дорога» и лишь немногие знают то, что это обозначение не Можайского шоссе, а именно географического местечка, где с XIV века берет свой исток старейший путь из Европы в Московию. Информации о Старой Смоленской Дороге вы не найдете ни на самой арке, ни в городе. Я попробую рассказать вам немного того, что с удовольствием изучил и узнал сам и о том, как мы предприняли попытку пройти по населенным пунктам Старой Смоленской Дороги на стандартных и незначительно подготовленных полноприводных автомобилях.

Ранним утром 19 февраля 2011 года, непривычный для Москвы мороз в тридцать градусов внес свои коррективы в состав участников. В конечном счете из Одинцово стартовали шесть экипажей, в том числе один экипаж с двумя детьми, не испугавшихся «щипучего» мороза. Началом маршрута можно считать посещение музея «Бородино».

Верстовой столб, отмечающий 109 верст от Москвы. Начало пути…

Добравшись до Уваровки были поражены, что не смогли найти упоминания о войне 1941-1945 гг., кроме двух братских могил, в которых покоятся павшие воины советской армии и местные партизаны. Однако именно в районе Уваровки в 1941-1943 годах проходила линия фронта.

Впереди был съезд с асфальта с целью пересечь границу Московской и Смоленской областей в непосредственной близости от исторического маршрута Старой Смоленской Дороги. Помогать нам в прохождении первого сложного участка вызвались представители Можайского внедорожного клуба «Бродяги», встретившие нас близ Дурыкино на двух серьезно подготовленных УАЗах, двух Toyota Land Cruiser Prado и УАЗ Patriot. В нашей колонне были представлены Land Rover Freelander II, Land Rover Discovery II, Nissan Terrano II, два Hyundai Galloper и Ssang Yong Kyron.


Дорога между Московской и Смоленской областями, хоть и обозначена как круглогодичная, но напрямую зависит от погоды и работы снегоочистительной техники. Грунтовку прочистили совсем недавно, но даже это не позволит проехать здесь легковым автомобилям. Самый низкий LR Freelander II то и дело подключал все свои электронные блокировки, чтобы не ударить в грязь в снег, лицом бампером.

Изначально, Старая Смоленская Дорога представляла собой водно-сухопутный маршрут, постепенно превратившись в полностью сухопутный и по возможности выпрямившись, облегчив путешественникам путь. Дорога обрастала инфраструктурой и все чаще упоминалась в путевых записках и литературе.

Сегодня, исторический маршрут Дороги практически утрачен и многие энтузиасты пытаются не только найти и восстановить ее место, но и пройти оставшимися участками, заросшими дремучим лесом. Частично Дорога оказалась под Минским шоссе, в частности в районе Царево-Займище, где когда-то был контрольный пункт досмотра путешественников. Но я уже забежал вперед…

Карта участка пути между Московской и Смоленской областью. Самое интересное место, отворот направо у 90-градусного поворота маршрута налево (см. текст ниже).

Грунтовка между областями, несмотря на недавний проход снегоуборщика, местами представляла собой глубокую колею, требующую аккуратных действий рулем и постоянного контроля оборотов двигателя. На удивление коллектива, наш Land Rover Freelander II с честью вгрызался в снег зимними нешипованными покрышками SJ6, периодически задействуя электронные иммитации блокировок. При этом ни разу автомобиль не застрял и выдержал все испытания, выпавшие на долю кроссовера, пусть и обладающего выдающимися характеристиками среди одноклассников.

Отворот направо от основного маршрута заинтересовал экипажи двух автомобилей. Однако хватило ста метров для того, чтобы оба автомобиля неподвижно замерли в снежном плену. Надпись на заднем стекле Дискаря очень подходит к ситуации и характеру пилота.

Дороги дальше нет, но вернуться можно только пройдя вперед с помощью лебедки и развернуться на удобном участке. Снежная целина сложные условия для движения.

Попытка пробить колею для движения подготовленным УАЗом не удалась. Третий автомобиль замер, зарывшись в глубокий снег, соскользнув с наката и не дойдя до пленников впереди.

Оставшийся на свободе второй УАЗ стал единственной надеждой пленников, кроме снеговых лопат и лебедок. Как всегда, маршрут, расчитанный на час, занял около четырех часов на попытку разведки ответвления дороги, эвакуацию и согревающий чай после.

Знакомство с представителями клуба «Бродяги» было более чем приятным и полезным. Согревшись горячим чаем и поблагодарив ребят, мы расстались в Смоленской области, отправившись в дальнейший путь.

Город Гагарин, названный в честь первого космонавта Юрия Гагарина, родившегося неподалеку, когда-то именовался Гжатск. Изначально — село, по приказу Петра Первого преобразованное в Гжатскую пристань. Основная дорога идет к Минскому шоссе, но мы отправляемся к «Минке» (М1) историческим путем, через Колокольню, но и там расчищенный асфальт выводит на трассу, в сторону Царево-Займище.

Маршрут путешествия от г. Вязьма по трассе М1, с ночевкой в Дорогобуже и дальше, по Р134 обратно, в сторону Вязьмы, через Болдино, Васино и Семлево.

Города Гагарин и Вязьма достойны отдельного обзора и я не буду останавливаться на мимолетном описании этих замечательных мест, сразу обратившись к утру следующего дня. Переночевав в г. Дорогобуж мы включили навигаторы и отправились в путь, не зная какой нас ждет сюрприз.

Возвращаясь к Дорогобужу нельзя не упомянуть, что во время войны 1941-1945 гг. эти места назывались Дорогобужский партизанский край. Действуя в тылу противника, партизаны еще до прихода советских войск освободили от захватчиков значительные территории и удерживали их до подхода основных войск.

Навигаторы и бумажные карты выводили нас из города на дорогу Р134, обозначенную как дорогу с улучшенным покрытием. Мы не могли предположить, что едва начавшись она закончится, полностью уйдя под снег. Чтобы вернуться на Р134 с другой стороны, пришлось вернуться в город. В награду путешественникам под колесами было чисто и ровно, колонна держала скорость 80-90 км/ч до самого Болдино.

Независимо от вашего вероисповедания и отношения к религии, посетить Болдинский монастырь обязательно стоит, чтобы восхититься архитектурой и пейзажами, открывающимися вокруг.

Дальше нас ждали очередные сюрпризы: Никогда не доверяйте чистой дороге, считая ее за верный путь! Хорошо очищенная от снега дорога уходила вправо (на карте это объездная дорога) и мы решили ехать по ней, а не вгрызаться в заснеженную колею Р134. Напомню, что Р134 обозначена на картах круглогодичной дорогой с улучшенным покрытием. Очищенная дорога закончилась у местной мехбазы, откуда выходят снегоочистители, закончилась в прямом смысле, оставшись только на картах. Пришлось вернуться на развилку и уходить снова на Р134, петляющую среди густого леса и местами заставляя понервничать на снежных заносах, преодолевая их «ходом».

Дорога Р134 не только мало похожа на дорогу. Даже выбравшись на хорошо очищенную часть, ориентироваться было довольно сложно. Вся дорожная инфраструктура заключалась в единственном знаке, встреченном на нашем пути. Но именно этот знак обнадеживал — мы идем верным направлением и впереди уже не предвиделось засадных мест.

Подъезжая к Семлево увидели очередную российскую действительность — когда-то богатый населенный пункт, имевший свою мехбазу, заправку, техническую станцию. Трансформатор до сих пор обеспечивает электричеством местное население.

В заключение, пару фотографий зданий больницы и школы в Семлево. А дальше нас ждала Вязьма и возвращение домой по трассе М1.

Статью, опубликованную в журнале «УАЗимут», можно скачать с сайте журнала.


Права на фотографии принадлежат Михаилу Рябинину. Условия использования ТУТ.

  • Аноним

    дорогие ребята как приятно было читать с какой любовью и гордостью за нашу страну вы все пишете молодцы есть еще порох в порох в порох в пороховницах ни в какой стране мира нет такой богатой истории как наша страна ее никто никогда не победит с уважением бабушка алла 76 лет извините за ошибки так держать здоровья вашей семье и всем вам пока