Интервью: УАЗ с Австрийской пропиской.

В Австрии, где никогда не размещались войска СССР «Западной группы войск», тем не менее существует любовь к такому детищу советского автопрома, как автомобиль УАЗ.

Встретившись на выставке с двумя владельцами таких автомобилей, не мог удержаться от желания взять интервью, чтобы донести до российского читателя интересные, на мой взгляд, фрагменты жизни советского военного автомобиля в Европе.

Первый владелец УАЗ-469 Сергей. Проживает в Вене уже более десяти лет.

МР: Вопрос, ставший уже обязательным для любого владельца УАЗа: Как ты пришел к тому, что приобрел автомобиль УАЗ и как это случилось, будучи еще на родине или уже проживая в Австрии?

Сергей: Случилось это довольно поздно, и уже в Австрии. А запал УАЗик в душу очень давно, в глубоком детстве…

В городе Кызыл на берегу Енисея, в бывшей Тувинской АССР у нас были родственники, которых каким то образом туда занесло, Тетя, бабушка, двоюродный брат. Мне тогда было наверное лет 10-11, почти каждый год мама летала со мной к ним на все лето. У одного из наших друзей, у Андрея, был УАЗ 469, сначала с тентом, затем с самопальной, но хорошо смотрящейся железной крышей, армейски-зеленый, всегда чистый и блестящий на солнце. Моя тетя то и дело устраивала нам походы и вылазки, и нередко на УАЗике. Это и было мое первое знакомство.

Помню, как то раз Андрей посадил меня на колени, и пытался научить меня тронуться с места, сцепление, газ – ничего у меня не вышло. Я вообще был хлюпиком и в том юном возрасте даже затруднялся выжать сцепление 🙂

Каждое лето УАЗик присутствовал в наших приключениях и восхищение к нему я испытываю с тех пор.

Затем переезд в Австрию, развал СССР, адаптация к новому месту, мне тогда было 15 лет, мечта детства утихла…

О машине я долгое время не думал вообще и даже на права не сдавал: мол, зачем права, если ездить не нужно, да и если не на чем?

В 2008 захотели с девушкой в отпуске взять на прокат «багги», и только это заставило меня заранее сделать права. О УАЗике я тогда некоторое время все еще не вспоминал, но к концу 2008го случайно увидел на интернет-аукционе полуразобранный УАЗик, притом в Австрии. И тут меня осенило: у меня права есть, в Европе оказывается УАЗики есть, так может воплотить в жизнь мечту детства?

С этого момента начались бессонные ночи, одержимый идеей я не мог думать ни о чем другом. Начал прочесывать информацию по моделям, про наличие в Европе, про ввоз и оформление, евро нормы и местные законы.

Нашел «УАЗбуку» и также IRC канал, на котором терроризировал ребят своими вопросами.

Первый выбор пал на «Хантера». Нашел вариант ввоза из Чехии, Италии или Германии, также рассматривал вариант импорта из России.

С Чехами дело обстояло как то непонятно, они оформляли «Хантов» под грузовые бумаги и было не совсем ясно как бы к этому отнеслись австрийские чиновники. В Италии новые Ханты были по 14000 евро. В Германии можно было найти подержанные Ханты, которые в 2005том году пыталась импортировать частная контора, которая между делом обанкротилась, но б/у мне как то не хотелось, тем более что ценник был в районе 8000 евро.

Был в Германии и еще один вариант, мастерская, которая имела опыт подгона Хантов под европейские стандарты: душили 409тый двигатель до Евро-4, ставили какой то крутой катализатор, официально оформляли все эти переделки, могли организовать импорт нового Ханта из России, но по ценнику в сумме выходило тоже где то на 14000 евро.

При оформлении машины в Австрии, даже если машина импортируется из ЕС, ждал еще один подвох: штрафной экологический налог, или очередная выкачка денег из кармана автомобилистов.

Расчет ведется по какой то (не)веселой формуле, которая учитывает расход топлива и выбросы CO?, ну а так как УАЗ не самая экономная и не самая экологически чистая машина, при первичном оформлении импортного УАЗика в Австрии пришлось бы доплачивать еще 4000 евро.

Итого я выходил на 18000. Если учесть, что в Росии УАЗ тогда стоил в районе 8-9тыс. евро, наценка получалась абсурдная, не говоря о том, что таких денег у меня просто напросто нет.

Сначала на полном серьезе решил пару лет копить. Но новости о скором вводе норм Евро-5 заставили засомневаться, поспеет ли мой бюджет за европейским законодательством.

Попутно регулярно просматривал интернет аукцион ebay.at, в глаза бросился видавший виды УАЗик 1976го года, начальная цена 1 евро. Ржавый, с порванным салоном, но по описанию на ходу и что самое интересное: с австрийскими документами и якобы даже пройденным техосмотром — т.е. теоретически можно было бы сразу оформить, получить номера и покататься.

Правда как кандидата я его не рассматривал, уж очень плачевное впечатление он производил, а знаний о машинах у меня тогда вообще никакого не было, никогда не интересовался этой тематикой, своей машиной до этого не владел. По профессии я программист. Гаража или места для ремонта тоже не имелось. Но все же я следил за этим лотом в течении недели, наблюдая как цена медленно росла. О том что я когда то именно этот УАЗик разберу до голой рамы, и главное, потом  соберу обратно — я и подумать не мог!

В воскресенье вечером, вновь залез в интернет, аукцион на УАЗик заканчивался минут через 40, ценник дополз до 400 евро. Я все еще и не думал участвовать, типа «ну что я с ним в таком состоянии делать буду?»

Тут идею подкинула моя девушка, думаю она надеялась что мы просто отделаемся малой кровью: «получишь его сравнительно дешево, за ту же цену потом также на аукционе продашь без больших потерь, возьми, покатайся, может тебе вообще не понравится, чем сейчас пару лет на неизвестно что копить». Это был аргумент.

Минуты шли, я уже весь извелся, но все же — была не была! Решил брать. За пару секунд до конца аукциона ввел максимальную сумму, которую был готов заплатить, и нажал на кнопку. Сердце колотится, нервы, конец аукциона. Короткая пауза, а потом осознание: «Мы его купили!!!» Не знаю, чего в этот момент было больше, радости или страха, ведь решился я в последний момент и даже не ходил смотреть машину, можно сказать взял «на ура». Это было 18го января, 2009го года, достался он мне за 1418 евро.

Сейчас могу сказать — я рад, что этот УАЗик нашел меня, и ничуть не жалею, что взял именно его. Это стало началом наверное самого интересного приключения в моей жизни, благодаря УАЗику я научился много чему новому, познакомился с интересными людьми, нашел новых друзей.

МР: Что для тебя владение автомобилем УАЗ в Австрии? Кроме того, что тебе нравится конкретно этот автомобиль, какие еще ощущения испытывает его владелец в окружении лакированных малолитражек?

Сергей: Лично для меня УАЗ связан с большим количеством разных эмоций.

Воспоминания когда я был маленьким и, когда мы колесили на УАЗике по тувинским степям и сибирским горным перевалам, ностальгия по былым временам, по СССР, где я провел все свое детство. УАЗ в Австрии — для меня это частица Родины, частица того времени, которое прошло, и которое уже не вернуть.

Это наверное не тот ответ, которого ожидают российские джиперы, но я люблю УАЗик совсем не из за его неоспоримых внедорожных качеств, для меня он в первую очередь символ той эпохи, верный друг из далекого прошлого.

Конкретно по технике — танк! 🙂 Настоящий армейский автомобиль, нет ничего лишнего, голый метал, все редуцированно до самого важного. Водитель — часть машины, чувствуешь все движения, скачки и вибрации, скрежет и шум, машина постоянно с тобой говорит, дает тебе знать о своем состоянии, надо только внимательно слушать.

Классная обзорность, местные на дороге такой груды металла видимо малек побаиваются, вокруг тебя всегда свободное пространство. Особенно это было заметно до реставрации, тогда он смотрелся просто устрашающе 🙂

МР: Сложно обладать автомобилем советского производства в современной Австрии, к тому же еще военным автомобилем, давно не соответствующим никаким требованиям современной Европы?

Сергей: Ну как сказать… начну с того, что в Австрии вообще сложно обладать автомобилем. Вернее не сложно, а очень дорого. Так как у меня раньше машины не было, я с этим не сталкивался, а сейчас вкусил по полной.

Почти во всех районах Вены машину перед домом оставить нельзя, проживающие в районе могут купить специальный талон с разрешением на постоянную парковку, все остальные имеют право оставлять машину максимум на 2 часа, один час стоит 1,20 евро. Снять в городе гараж не реально, есть возможность просто общей крытой парковки, в среднем в районе 100 евро в месяц, но ковыряться там естественно запрещено. Такого как эстакады, или ямы во дворе, как это нередко было в Союзе — здесь нет.

О ценах на бензин вообще молчу, налог на топливо составляет 55%.

Требования современной Европы явно будут усложнять жизнь, к примеру Германия ввела эко-зоны в городах, куда въезд на машинах не соответствующим определенным евро нормам запрещен. Ученые уже доказали, что току от этого мало, и что куда ветер дует, туда пыль и веет, но немцы отказываться от зон не собираются. По слухам то же самое грядет и в Австрии, вот тогда на самом деле будет не весело. Также в Германии, можно сказать насильно, ввели топливо E10 (10% спирта), что только привело к скачку цен, так как 95тый местами пропал, а так как люди не хотят заправлять Е10, большинство было вынуждено перейти на 98мой. Австрийцы из хаоса в Германии никаких уроков не извлекли и собираются ввести Е10 в 2012 году, опасения, что 95тый пропадет есть и здесь.

В остальном не соответствие нормам пока особо не сказывалось. Машина проходит по нормам 1976го года, новые законы обратной силы не имеют, так что пока авто технически исправно и проходит годовой техосмотр, то особых проблем нет. Только налог на машину на 20% больше, типа штрафные за отсутствие катализатора.

МР: Я знаю, что у тебя это единственный автомобиль. Используешь ли ты его в повседневных целях? Например, поездки за покупками, выезд на озеро, путешествие?

Сергей: Да, использую, но не так чтобы сильно часто. По городу в Вене намного быстрее передвигаться на общественном транспорте, тем более что парковку найти очень сложно, да и если найдешь — максимум на 2 часа с талоном. Поэтому за покупками на УАЗе выезжаю либо если надо перевозить что то тяжелое, или много всякого барахла, либо если надо ехать в какой то отдаленный район, куда быстрее добраться на машине.

На выходных часто езжу к другу в деревню, в Нижнюю Австрию, в этом году собираюсь к друзьям в гости в Минск, в планах на следующий год съездить в Грецию, на море без тента покататься.

МР: Я понимаю, что европейское дорожное движение отличается от российского, но ты бываешь в Беларуси и можешь сравнить отношение к автомобилю на дороге других участников движения? Ты чувствуешь себя «белой вороной» или окружающее тебя сообщество автомобилистов не выражает свои эмоции и отношение, оставляя за тобой право на личный выбор?

Сергей: Ну тут две разных темы. Первое, это культура и дисциплина на дороге, второе, это кто на чем.

Наглых и в Австрии хватает, в основном безобразно ездят таксисты и поставщики мелких грузов — вечно спешат. Но в целом все довольно цивилизованно, ведь на то и штрафы есть, а суммы постоянно повышают из года в год. Ездить по Вене на УАЗе не всегда приятно, особенно в центре: узкие улочки, везде припаркованы машины, все напичкано, да еще и велосипедистов много, так все и боишься где то зацепиться. Я как правило выбираю время, когда движения поменьше, чтобы не стоять в пробках в час-пик.

В Беларуси ездят не столь дисциплинированно как в Австрии, особенно как пешеход боишься, да и всегда надо быть готовым к сомнительным маневрам, типа что тебя обгонят справа по обочине, но это происходит не столь часто, и у них намного шире дороги, больше места, не такая кучность движения. В целом должен сказать, что неприятных моментов на дорогах в Беларуси у меня практически не было, просто но надо быть еще внимательнее чем в Европе.

По России ездил только овощем, помню встретил меня друг в Домодедово, с аэропорта сразу поехали за запчастями на Южку. Каждый километр — стоят машины после аварии, милиция, скорая, народ водит просто безобразно, безответственно и опасно.

Вспоминаю как на УАЗе ехали по МКАДу: полосы никто не соблюдает, сколько машин на ширину самой дороги помещается, столько и втискиваются. Все так и пытаются друг друга зажать, особенно грузовики пользуются своей «силой» и нагло подрезают. Это не вождение, а какие до джунгли, борьба за выживание…

В общем, я на своем УАЗике в Москве ездить бы не хотел, честно скажу, в Беларуси и Австрии на дорогах намного спокойнее.

Теперь о УАЗике на дороге: большинство австрийцев просто не знают что это такое. Австрийские водители народ нетерпеливый, чуть повременишь сразу сигналят (не смотря на запрет в городе), а на УАЗе с двойным выжимом быстро не разгонишься…

В этом плане в Беларуси было проще: народ видит УАЗик: «едет медленно, ну и что с него возьмешь?», знают, что быстрее не будет, и сразу обгоняют или объезжают, в общем мне там никто ни разу не сигналил.

В Австрии часто ловлю на себе взгляды, мне машут рукой, показывют «супер!», или на светофорах заводят разговор «а у меня тоже такой был» или «а у меня Лэндровер 68го года», УАЗик всегда привлекает к себе внимание, отношение очень позитивное.

В Беларуси тоже ловил на себе взгляды, только другого характера. Не раз видел как глаза прохожих или милиционеров смотрят вверх-вниз: машина, номер, машина, номер… что то не сходится, УАЗ, но с европейскими номерами??

Весело было также на границе, особенно военные пограничники не могли поверить, что это УАЗик из Австрии. Да и такого древнего многие уже давно не видели «Так у него еще педали нижние?! Что, рычажные аммы?» Но опять же, машина к себе располагает, кто то начинает рассказывать как на ней служил, кто то реставрирует ГАЗ-69, сразу есть о чем поговорить.

Помню хотел кое что спросить в отделении милиции, припарковался перед участком, зашел по своим вопросам. Вдруг в кабинет вбегает милиционер и с таким ажиотажем чуть ли не кричит своим коллегам: «Вы видели?! У нас перед входом стоит УАЗик…. с австрийскими номерами!!!» — «А… это мой!» И сразу есть тема для разговора 🙂

МР: Ты рассказывал о попытке некоторых фирм продавать УАЗы на европейском рынке. Как считаешь, современному европейскому обществу, в частности любителям внедорожников или молодежи, желающей выделиться необычным автомобилем, интересен УАЗ как транспортное средство или это исключение?

Сергей: Для массового рынка УАЗ слишком плохо знают, но есть достаточно любителей и фанатов, европейским джиперам машина конечно тоже известна. Есть люди, которые просто видят УАЗ и он им очень нравится, есть и такие которые знают и хотят УАЗ, кстати опять же, именно классический кузов — на Патриотов насколько мне известно спроса нет.

В 2005том году немецкая фирма Baijah занималась импортом Хантов и Патриотов. Патрики особо не шли (на внешний вид тут таких своих корейцев хватает), а вот на Ханты спрос был. Продавали они их по цене от 25000-27000 евро! И самое интересное — народ брал, хоть и скромно. Правда эта фирма была замешана в каких то махинациях, двигатель ЗМЗ-409 они рекламировали как Toyota 2.7 XPI, переделки делали минимальные, за что такая сумма — не совсем понятно. Насколько я знаю с ними были судебные разбирательства, иски от покупателей, вплоть до того что даже завод УАЗ запретил им использовать свои логотипы на их странице.

По непроверенным данным, в 2006ом году они продали 78 машин в Германии, 69 в Италии, 9 во Франции, 18 в Австрии, 24 в Испании.

Добавлю, что мой УАЗ из партии в около 150 машин, которые между 1974 и 1980 импортировали в Австрию из СССР, занималась этим местная фирма ?AF.

Я думаю самое сложное для предпринимателя, который хочет торговать УАЗами в Европе — это гарантия. Права потребителей здесь хорошо работают, а кто сможет позволить себе дать двухлетнюю гарантию на УАЗик? Мы все знаем, какое качество идет с завода, то что-то протянуть надо, то еще чего, о качестве покраски вообще страшно говорить, местами быстро начинает ржаветь. С таким качеством просто не реально давать какую либо серьезную гарантию, а надеяться на то, что обычный западный покупатель плюнет на на все и будет чинить машину сам, не приходится.

Единственная схема, которая по моему мнению теоретически может сработать: контора, которая бы осуществляла поддержку при импорте. Т.е. Клиент бы официально покупал машину в России, тем самым обходя вопрос гарантии, фирма предлагающая услуги должна была бы произвести покупку по доверенности, еще на территории РФ качественно внедрить все переделки для евро норм, в стране покупателя пройти оформление на получение местных бумаг. Я думаю фанаты-покупатели бы нашлись, но этот вариант конечно не для массового рынка. Да и с нормами Евро-5 уже неизвестно — возможно ли дальше удушить 409тый?

МР: В Австрии, как и во многих других странах, запрещен «кустарный» ремонт автомобиля, например во дворе. Как ты выходишь из этого положения, учитывая, что УАЗ постоянно требует внимания к себе?

Сергей: Это на самом деле проблема, когда как говорится «ни кола, ни двора». В начале, после покупки, ковырял его на частной фирменной парковке, там как то всем было все равно, но конечно надо было следить чтобы не оставлять за собой никаких следов.

Сейчас мой спаситель — друг, австриец, который живет в Нижней Австрии, 50км от Вены. У них там дом, участок и большой сарай. Там я и ковыряюсь, как правило выезжаю на выходные с ночевкой, зимой снимаю машину с учета и оставляю ее там.

Если бы этой возможности не было, то если честно, даже не знаю что бы делал. Тут дворов как самих таковых нету, просто на улице ремонт запрещен, лабораторные европейские условия, где не вздохнуть, ни …мотор прогреть  — явно враждебная для УАЗа среда.

МР: Для прохождения ТО ты должен приехать в автосервис. Какие эмоции вызывает УАЗ на персонал техцентров в Австрии?

Сергей: Это зависит от того, к кому едешь. Как правило я выбираю сервисы с пожилыми мастерами, которые еще знакомы со старыми авто. Там меньше шанса, что придерутся к какой то неважной мелочи по типу «уплотнитель двери плохо сидит». Также знаю сервис, где владелец фанат СССР, с советским флагом на стене, так что советские машины ему тоже знакомы.

Иногда заезжаю на стенд на бесплатные проверки от клуба ?AMTC,  например если надо тормоза проверить. Там народ конечно более привыкший к современным машинам, бывают веселые моменты.

Помню заехал в бокс, один молодой мастер, один старше. Молодой вопит: «Глуши мотор, глуши мотор!» Тот что постарше: «Чего ему глушить, ему же сейчас на стенд заехать надо?» Молодой в панике: «Так у него же катализатора нет, мы сейчас тут все удушимся!!!» На что старший: «Спокойно, так быстро ты не помрешь, или ты тут втихоря летучих мышей под потолком разводишь?»

МР: В завершение нашего блица, пару слов от себя по теме. Пожелания, планы, мнение, может мысли о приезде в Россию или путешествии в Германию или Италию к местным УАЗоводам.

Сергей: По теме… если о менее приятном, то обидно, что Ниву можно в ЕС спокойно купить на каждом углу, а УАЗ нельзя. Обидно, что завод не использует тот потенциал, который вложен в УАЗ 469. Обидно что такое плохое отношение как к покупателям, так и к собственному труду: «не важно какое качество, все равно возьмут, альтернатив то нет». Обидно, что классический кузов перестанут штамповать, и УАЗ сольется с массой безликих. Иногда жалею, что я не олигарх —  честно, купил бы ульяновский завод, и покатились бы УАЗы по всему миру! 🙂

Из путешествий в планах в этом году, конечно на УАЗе, поехать в Минск, в следующем съездить на море в Грецию.

В Германии слет УАЗоводов проводится раз в год, как правило в первой неделе мая, я ездил к ним в 2010том. Немцы сами часто летают в Москву и иногда делают вылазки на завод в Ульяновск, кстати, думаю они будут рады гостям из России.

Я сам тоже хочу съездить на завод, может быть в следующем году. В Италию пока не собираюсь.

Ну и напоследок: если у вас есть мечта, сделайте так, чтобы она сбылась. Верьте в свои силы, и все получится, нет ничего хуже, чем скорбь об упущенных возможностях.

Моя мечта сбылась, ничто мне не доставляет столько радости и позитивных эмоций, как мой УАЗик. Спасибо, Ульяновск!

МР: Сергей, хочется пожелать тебе, чтобы твой УАЗ радовал тебя, а европейские власти отнесли автомобиль не только к разряду старых авто, но и к разряду редких автомобилей, наличие которых в стране делает ее более разносторонней и интересной. Не скрою, что увидев в Европе УАЗ я бы искренне радовался, что он тут ЕСТЬ. Удачи.

В заключение:

Следующим будет опубликовано интервью с Кристофом, жителем города Зальцбург (Австрия). Спасибо Сергею за техническую помощь и перевод нашего разговора с Кристофом. Ждите публикации.