Большой тест Olympus: E-M1II, PEN-F, TG-Tracker &…

Каждый год мы с друзьями берем лодки, удочки, динамит и едем на рыбалку. До рыбалки обычно дело не доходит, но есть обязательный обряд для новеньких – надо представиться и рассказать о себе с юмором. В противном случае так и будешь утром с чаем ходить.

Если перефразировать наши прогоны, то выглядит это примерно так:
– Здравствуйте, меня зовут Миша, я фотограф.
– Здравствуй Миша, присаживайся, расскажи нам о себе.
– Начал фотографировать в 8 лет и с тех пор чувствую, что не могу победить в себе это пагубное пристрастие. А недавно подсел на тяжелые наркотики – беззеркалки. Чувствую, что без посторонней помощи уже не обойдусь.
– Мы поможем тебе Миша. Вот тебе самая крутая на сегодня беззеркалка E-M1II…
– Ну ё-моё…

По сведениям ЦРУ где-то в районе Обнинска находится ядерный институт. Откуда это знаю я не спрашивайте, я сам не знаю. Когда наш автобус взял курс на юго-запад я грешным делом подумал, что там же открыли фабрику по сжиганию фотографов. Собрали самых безнадежных и… как в анекдоте про экскурсию, сломавшийся автобус и СВЧ-печь.

Оказалось все гораздо лучше – нас увезли на большой тест фототехники Olympus, среди которой будет ОН – флагманский OM-D E-M1 mkII. Учитывая мою привязанность к первой версии «единички» это обещало быть совсем не скучно. По этой же причине данную статью нельзя считать на 100% объективной, а только моим личным мнением и оценкой. Думаю, это тоже кому-то ценно.

Olympus M.Zuiko ED 30mm f3.5 Macro

Пока все капают слюной на 40-150 и 300 миллиметров вычитывая объявления о покупке почек и поиске свадебных фотографов, я жду универсал 12-100 (ЭФР 24-200), который грозит стать самым ценным для моих нужд авто-мотожурналиста. В свободное от ожиданий время поглядываю иногда на фиксы, а тут ЭТО.

M.Zuiko 30mm f3.5 Macro оказался в руках совершенно случайно. Евгений Уваров так нахваливал «малыша», что не смог отказаться взять его и попробовать. Маленький, всего 128 грамм, с неплохой скоростью фокусировки для макрика и возможность дубасить макро с увеличением 1,25.

Я не снимаю макро, но с ним почему-то захотелось поймать какого-нибудь таракана и рассмотреть, сколько у него тараканов в голове. Или для этого микроскоп нужен? Я не очень разбираюсь в макро-съемке, но знаю, что некоторые даже в глаза муравьям с этим стеклом заглядывают. Я пока заглянул только в глаз помидору…

Из фиксов раньше пробовал несколько олимпусовских объективов, но у меня есть только 60-миллиметровый объектив от Sigma. Таскаю его с собой как телевичок и если что, то и выбросить не жалко будет. На тестах снимал на 25, 45 и 75. Естественно 75мм лучший, но поставив 30мм Макро так и оставил его на камере до конца дня.

По сути, это обычный «перевертыш» с большой задней линзой и маленькой передней. До него самым востребованным макро-объективом в линейке Olympus M4/3 был 60-миллиметровый. Тридцатка чуть темнее, но по скорости фокусировки уверенно делает 60мм. Учитывая ЭФР 30-миллиметрового, его можно использовать как стандартный и отправляться гулять по улицам и не только.


Снято почти в полной темноте с рук.

Цена на объектив колеблется в районе 20 тысяч. Не так, чтобы дешево, но и не очень дорого для той картинки и возможностей, которые он предоставляет.

Вердикт: Мне срочно нужен этот объектив и вышеназванный таракан. Где взять объектив я знаю. Осталось найти логово тараканов. Отправляемся в экспедицию.

Olympus PEN-F

Будем честными – такие камеры как PEN-F мы любим не за качество картинки или комфорт работы, а за те ощущения, которые они нам дарят. Необъяснимое чувство ностальгии для старшего поколения и фана для молодежи.

Это не рабочая машина, а скорее стильная вещица, которую не стыдно достать в любом месте от рейверской вечеринки до светского раута. Если при этом можно получить качественные карточки с вечеринки или прогулки, то это отличный стимул не просто таскать его с собой, а иногда «нажимать».

Именно из-за фановой принадлежности зум-объективы для PEN-F это вселенское зло по определению и приравнивается к походу в Большой Театр в смокинге и в кедах. Впрочем, мои доводы не остановят желающих надеть какой-нибудь EZ и получить универсальчик. Однако, я склоняюсь к том, что PEN-F покупают состоявшиеся фотографы, которые знают зачем и что хотят. Этому способствует и немалый ценник подбирающийся к соточке.

У меня такие тонкие и музыкальные руки, что Е-М1 без батарейного блока маловат, но добавлять что-то к PEN-F желания не возникло. Опять же в силу его характера. После Е-М1 эргономика PEN-F кажется вообще варварской, но вся старая гвардия вспомнит «аналоговые беззеркалки», которые звались «дальномерками». Даже видоискатель расположен в углу в духе старой школы.

Отдельная тема возможность разворота экранчика, что визуально превращает PEN-F в фетиш – пленочную камеру. Есть у меня такая забава на фотопрогулках отключать просмотр, чтобы не возникало желания просмотреть, что я там наснимал. Дома посмотрю, а на съемке надо получать удовольствие от процесса а не торчать глазами в экране как пассажиры в метро.

Камеру удобно держать в левой руке в «транспортном» положении одновременно за объектив и тушку. При таком раскладе мне ремешок даже мешался и я легко бы обошелся без него. Уже после пары часов с камерой привыкаешь к особенностям и получается даже включать и выключать ее одной рукой и одним пальцем. А вот обилие крутилок запутало и до конца дня вслепую у меня не всегда получалось попасть сразу туда, куда надо.

Не думаю, что мой вердикт изменит чье-то мнение о камере или возбудит интерес к ее покупке. Это продуманный шаг и если кто-то покупает себе PEN-F просто потому, что внешне понравился, а потом забрасывает на полку, то я выбрал не ту профессию. Если серьезно, то для селфи камера просто атас… там даже помощник по селфи есть!


Фото: Евгений Уваров

Но все же вердикт: Имея в качестве основной Е-М1 или ее вторую версию для работы, PEN-F отлично подойдет в качестве камеры для прогулки и путешествий, а также подстрахует если вдруг что. Покупать PEN-F в качестве мыльницы для фото «я и памятник» безумство. Все равно, что купить D5 и орехи им колотить.

Заменить рабочий аппарат PEN-F сможет с натяжкой. Какой бы совершенной не была система автофокуса, она остается контрастной, а значит более медленной, особенно в плохих условиях освещения. В остальном, хорошая и стильная игрушка для взрослых, которые знают зачем.

Хотел бы я себе PEN-F? Конечно! Когда-то я купил себе Fujifilm X-T1 потому, что мне понравился его ретро-дизайн и эргономика дальномерки. Но с двумя системами БЗК я не сдружился, а иметь ретро-стайл в одной системе было бы круто. Круто, прежде всего, для фана и удовольствия от съемки, когда есть время на фотографию для души.

Olympus TG-Tracker

Трекер не просто экшн-камера, а настоящая солянка функционала, начиная от съемки видео и заканчивая светодиодным фонариком и записью трека путешествия. При этом камера может работать только в режиме записи трека.


Фото: Евгений Уваров

В перечне функций: компас, акселерометр, манометр, термометр. В общем, замерзая подо льдами Баренцева моря или сгорая в пустыне Гоби с такой штукой я точно буду знать, где Север, сколько сейчас градусов и даже запишу завещание.

В комплектацию входят две передние защитные линзы для съемок на воздухе и под водой. Естественно корпус влагозащищенный и ударопрочный. Оказалась очень удобной в работе «пистолетная» рукоятка, которую можно развернуть как удобно для съемки себя или подступающую стаю голодных волков.

Откидной экранчик превращает экшн-камеру в микро видеокамеру. По-крайней мере, со стороны начинает казаться именно так. Жаль, что экран не поворачивается и себя приходится снимать глядя в зеркало в передней части камеры. Поворотный экран нарушил бы герметичность камеры.

Тестировать TG-Tracker пришлось в бассейне, пока все остальные были заняты очаровательной моделью. Я же занимался подводным плаванием с Трекером рядом и снимал модель с эксклюзивных ракурсов. В режиме “wide” изображение слишком искажено из-за большого угла обзора, но в обычном режиме картинка близка к оптимальному восприятию пространства.


Фото: Евгений Уваров

Просмотрев картинку дома немного расстроился. Пожалел, что для сравнения не взял с собой GoPro. Условия освещения были не самые лучшие и сложно оценить, что бы выдала камера конкурентов и было бы отличие в качестве.

Картинка получилась неплохой, но слишком мягкой и зернистой. Не с цветовым шумом, а именно зернистой. С включением светодиодной подсветки зернистость немного уменьшалась, но «размытость» изображения оставалась. При этом сама картинка с нормальным контрастом и приятная, но далекая от красивых фильмов про подводных рыбок и зачем-то полезших под воду людей.

Скоро меня ждут несколько увлекательных путешествий и я планирую взять TG-Tracker с собой, чтобы окончательно разобраться с качеством изображения. Удобство я уже оценил и для экстремального видеоблога эта камера с пистолетной рукояткой может быть очень интересна.

Выводы делать не буду. Слишком мало пообщался с девайсом и в слишком неоднозначных условиях. Отложим выводы и решение о приобретении на потом.

Olympus OM-D E-M1 II

Оркестр! Прощание Славянки! (к/ф «72 метра»)

Мы собрались здесь ради главного героя – второй версии флагмана E-M1 и стали одними из первых, кто смог пощупать его в «боевых» условиях. Такой ли он революционный или просто эволюционировал?

Сначала немного нескучного технического «нытья». Основа всему новая 20-мегапиксельная матрица, но совсем не та, которой комплектуется PEN-F. Новинка может похвастаться 121-й крестообразной точкой автофокуса расположенными между светочувствительными элементами матрицы. Точки фазового автофокуса покрывают почти 80% матрицы и позволяют фокусироваться по любой из них даже с «темными» объективами.


Почти полная темнота. Камерный JPEG PEN-F с заводскими настройками.

Автофокус с таким количеством раскиданных по матрице точек позволит использовать следящий автофокус при самых разных компоновках кадра. Но это еще не все «ништяки», которые реализованы во второй единичке. Боюсь, что такие навороты скоро превратят фотографов в ленивых обезъян. Фотосъемка будет представлять собой управление камерой через смартфон с чашкой кофе в руках.

Новый режим Pro Capture оценят и ковровые репортажники ловящие нескучный момент скучной пресс-конференции и спортивные фотографы. Обычно, даже в режиме серийной съемки мы делаем пол-нажатия и ожидаем момент. Если этот момент происходит внезапно, то даже самая быстрая реакция не всегда помогает сохранить кадр в истории.

С E-M1 markII все проще – в момент полунажатия камера уже начинает писать 14 кадров в буфер. Если отпустил кнопку, кадры просто удалились из буфера. Если нажал съемку, то записались и сделанные до полного нажатия кадры и после. Даже, если момент поймать не успел ты, это успела сделать твоя камера. Гениально! Мне бы это помогло не упустить ни один прыжок автомобиля на гонках, ни один переворот или смешное выражение лица коллег рядом на бархане.

Несомненный плюс в увеличенной емкости аккумулятора и меньшем времени его зарядки. Автономность работы для БЗК это беда. У нового флагмана и аккумулятор мощнее и зарядить его хватит двух часов.

Организаторы теста упоминали, что в новой E-M1 влагозащита стала еще лучше, но по своему опыту могу сказать, что предыдущую камеру первой версии я спокойно мыл под душем после съемок трофи или пыльных бурь. Такого я себе не мог позволить с зеркалками. По-крайней мере с 5D Mk3 точно.

Все же, самое интересное, это когда новинка у тебя в руках. Корпус стал более ухватистый, хотя сохранил свой вес в пределах предшественника. Держать камеру без батарейного блока стало удобнее для владельцев больших рук, но для меня все равно без БатБлока не обойтись.

Управление узнаваемо, хотя некоторые органы управления чуть-чуть были изменены в угоду лучшей эргономики. По всем ощущениям это старый E-M1 который вдруг стал чуть-чуть взрослее, но это только по ощущениям. Благодаря новой начинке конечно это не просто апгрейд, а серьезное улучшение камеры, которое можно сравнить с появлением Canon 5D MkII после первой Пятерки.

Делать выводы сложно потому, что слишком мало пары часов с камерой в руках, чтобы понять все ее прелести и отличия от предшественника, с которым я работаю уже несколько лет. Надеюсь, что в ближайшее время E-M1 MkII окажется у меня на более длительном тесте и тогда тоже сделаю окончательные выводы и приму решение о приобретении ее в довес к первой или в качестве замены.

Хотя… свои выводы я знаю заранее, а все это «попробую», «сделаю окончательные выводы», это скорее успокоение самого себя, чтобы не терзать душеньку ожиданием, когда за «свадьбы» будут платить столько, чтобы хватало на все желаемое оборудование. Нам же много не надо, на черный хлеб с икрой.

Главное, что стоит знать ищущему совета, что покупать, то это оценка своего фотографического будущего. Для большинства задач достаточно первой версии E-M1, которую можно будет приобрести на более выгодных условиях или купить на вторичном рынке. Есть еще E-M5 MkII. А вот если цели поставлены серьезные и выбор пал на Олимпус, то однозначно стоит собирать деньги на E-M1 MkII. Уж слишком ее новые фишки интересны для работы с активными моделями, которых приходится «ловить».

Зацените момент, когда игла уже в шаре, но шар еще не лопнул. Это я поймал на PEN-F, а на E-M1 MkII было бы проще…

Фотографии сделаны на камеры Olympus PEN-F и Olympus OM-D E-M1 с объективами 12-40, 25, 30, 45 и 75мм, обработаны с добавлением «зерна» и т.д. Воспринимать их стоит как иллюстрации для приятного прочтения поста.

Я не профи тестер и делюсь с вами впечатлениями от техники, а не исследую хроматические оберрации и оптические разрешения. Для этого есть специальные люди, которые умнее и профессиональнее меня в этих вопросах.

Прошу извинить, что сэмплов с камеры E-M1 MkII нет. Такие были условия теста, что до официального появления камер в России никто и ничего выкладывать не будет…

 

Оригинал записи в моем LiveJournal. Добавляйтесь в друзья, чтобы обо всем узнавать первым… 🙂